Ремонт кровли и её монтаж – сложное и ответственное мероприятие, связанное с работой на высоте. Данный тип работ во избежание несчастных случаев и нареканий по поводу некачественного выполнения должен производиться высококвалифицированными специалистами, прошедшими специальную подготовку и имеющими необходимый опыт.
Ремонт кровли бывает двух видов — текущий и капитальный. Капитальный ремонт заключается в замене всего кровельного покрытия либо весьма значительной его части. При таком виде ремонта старую кровлю удаляют полностью. Текущий ремонт подразумевает поддержание её состояния, пригодного для нормальной эксплуатации, а также регулярное восстановление. В случае текущего ремонта возможна замена кровельных материалов на отдельных участках (не более десяти процентов всей поверхности), а также постановка заплат в нужных местах. Вначале производят осмотр состояния кровли как извне, так и с чердака. Повреждённые участки отмечают на схеме крыши и фиксируют в ведомости. Если возможно, поврежденные места дополнительно обводят мелом. В случае сквозных трещин в покрытии кровли вдоль трещин (на ширину 1 м) кровельный ковер отделяют от подложки. Из рулонного материала вырезают полосу (не более 200 мм), накладывают её на трещину и приклеивают её с одной стороны. Потом приклеивают три слоя кровельного материала так, чтобы верхний слой перекрывал нижний и склеивался на ширину до 150 мм со старым покрытием по обе стороны дефекта. По окончании данной операции кровля покрывается защитным слоем.
Междуслойные вздутия — водяные либо воздушные мешки — удаляют следующим образом. Сначала кровельное покрытие освобождается от защитного слоя в месте планируемого разреза «пузыря», потом производят его крестовой разрез, загибают в стороны слои вздувшегося покрытия. Вскрытая поверхность рулонного покрытия (под складками и вздутием) высушивается, очищается, после чего покрывается нагретой (можно и холодной) мастикой и наклеивается заплата. Затем заплата промазывается мастикой, а отогнутые части покрытия загибаются на место. Поверх приклеенной заплаты приклеивается вторая заплата, шире на 100 мм, чем первая. В завершение работы защитный слой (бронирующая посыпка) восстанавливается до первоначального состояния.
Существует и более простой способ удаления воздушных мешков. Делается прокол вздутия, выпускается воздух, после чего в полость вводится какой-нибудь растворитель (это может быть керосин или уайт-спирит), затем ремонтируемый участок уплотняется. Если протекает кровля там, где установлены водосточные воронки, неподвижное соединение между стояком и водоотводящей трубой следует незамедлительно переделать на подвижное, устроив компенсирующий стык, с установкой зажимных хомутов и герметизацией соединения между поддоном и водоприемной чашей мастиками марок УМ-40 или УМС-50. Перед тем, как наносить мастику, место герметизации необходимо высушить, очистить от грязи и загрунтовать. Затем наклеиваются дополнительные слои кровельного ковра и наносится защитный слой.
Если кровля не имеет видимых дефектов, её срок службы можно продлить, пропитав поверхность покрытия специальными составами. Можно порекомендовать следующий состав (в массовых процентах): соляровое масло — 50 %; битум — 33 %; уайт-спирит или другой подобный растворитель — 15 %; кремнефтористый натрий — 2 %. В вяжущее, нагретое до температуры 150 °С, просеивая через сито и перемешивая, добавляют кремнефтористый натрий, затем эту смесь остужают и доводят до нужной консистенции растворителями.