Кровля из листовой стали монтируется на крышах, имеющих сложную геометрию. Из кровельной стали изготавливают карнизы, ендовы, водосточные трубы, фартуки и т. п. Перед тем, как приступить к проведению кровельных работ, осматривают и сортируют листы. Выравнивают молотком металлическим или деревянным неровности, появившиеся при транспортировке, или хранении на металлическом листе толщиной не менее 10 мм.
Стальными щетками очищают от ржавчины. После очистки листов от ржавчины они грунтуются, чтобы избежать дальнейшей коррозии. Для этого их протирают с двух сторон ветошью, которая смочена натуральной олифой. Прошедшие грунтовку листы выдерживают 24 часа до полного высыхания в помещении, которое должно хорошо проветриваться, после чего они могут использоваться в работе. Листы нестандартных размеров оставляют для изготовления небольших деталей, затем их размечают, обрезают и соединяют в картины.
Шаблоны применяют для изготовления деталей, имеющих одинаковую форму. Их укладывают на лист, прижимают и чертят по контуру. Кровельную сталь размечают специальными инструментами, такими как рейсмус, чертилка, угольник металлический, рулетка, линейка, кернер.
Обрешетку для стальной кровли делают при расстоянии между стропилами не более 1, 5 м из брусков 50Х50 и досок 50Х130 или 50Х150 мм. Обрешетку начинают набивать с карниза и продолжают в сторону конька. По периметру дома свес крыши укрывают сплошным деревянным настилом, не менее 750 мм. Укладывают бруски параллельно свесу с расстоянием не больше 200 мм. После каждого четвертого бруска укладывают доску, при этом между осями оставляют 1400 мм. На этих досках располагаются фальцы стыкуемых картин. Вдоль ребер и конька укладывают по две доски, соединяя их встык. Также выполняют ендовы и разжелобки в виде дощатых настилов по ширине 800 мм на каждый скат. Главное условие обрешетки для кровли состоит в том, что она должна быть без выступов и впадин, крайняя доска карнизного свеса – прямая, которая на одинаковое расстояние является свешивающейся по всей своей длине.
От грамотного устройства обрешетки будет зависеть долговечность кровли, так как даже незначительная деформация листов ослабляет плотное соединение фальцев. При необходимости выступы стесывают, а в углублениях нашивают планки. Листы со стандартными размерами соединяют между собой лежащими фальцами в полосы из более чем двух листов. Фальцовое соединение подразделяется по внешнему виду на стоячие, лежачие, угловые и по степени плотности одинарные, двойные. Угловые фальцы бывают простые и комбинированные. Одинарный лежачий фальц делается с помощью следующих операций. Укладывают лист на верстак с отогнутыми углами, подгибают кромку на 90 градусов и заваливают на плоскость, соединяют листы фальцем, уплотняют стыки и подсекают фальц.
При изготовлении карнизного свеса верхняя часть картины такая же, как и верхняя часть рядовой картины, ее загиб вверх для лежачего фальца соединяется с другой картиной ската. Капельник бывает с двойным или одинарным отгибом. Благодаря двойному капельнику, карнизный свес делается более прочным и вода с него лучше отводится. Кровельное покрытие картин сначала укладывают в рядовую полосу с нижней области кровельного ската.
Следующие картины укладываются так, чтобы фальцевое одинарное соединение было сделано с учетом схода воды. Нижняя картина крепится с верхним одиночным лежачим фальцем. Рядные полосы крепятся к обрешетке кляммером. Они устанавливаются промеж рядовых полос по две на один лист кровли. Верхнюю часть кляммера загибают в гребень стоячего фальца, а нижнюю часть прибивают к обрешетке гвоздями.
Во время устройства металлической кровли необходимо получить угловые соединения фальца, при изготовлении зонтов, колпаков, дымовых труб. Воротник дымовых труб один из самых трудных и слабых деталей стальной кровли. Делают воротник из двух П-образных частей, которые соединяются между собой внахлест по движению стока воды. Вначале замеряется дымовая труба, а затем размеры выносят на стальные листы. Заготовки воротника соединяются склепкой, припайкой и лежачим фальцем, по направлению схода воды. Зазоры в местах переходов заделываются заплатками и пропаиваются.
Покрытие крыши начинают с карнизного свеса и монтажа надстенных желобов. Первыми устанавливаются карнизные штыри с хомутками и костылями на расстоянии 70 см и 12 см от края. Промежутки между костылем и штырем составляют 20-40 см. И все это прибивается к доскам обрешетки гвоздями или шурупами. В блоке картины соединяются лежачим фальцем, которые с помощью киянки и металлической рейки уплотняются. Затем устанавливаются надстенные желоба, которые монтируются на крюках, прибитых перпендикулярно карнизному свесу в промежутке 600-700 см друг от друга. Потом обычно покрывают скаты противоположные фасадным, а потом – фасадные. Первые ряды картин на скатных крышах укладываются с начала конька вдоль фронтонов. При работе на кровле кровельщик должен стоять лицом к карнизу, чтобы контролировался ход выполненной работы.